Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» представляет собой комплекс системных мер, формирующих задел для новой модели долгосрочного экономического роста, основанной на экономике предложения, и обеспечивающих достижение девяти показателей национальных целей.
Куратор национального проекта: Новак А.В. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Руководитель национального проекта: Решетников М.Г. – Министр экономического развития Российской Федерации.
Администратор национального проекта: Тюпышев Д.А. – Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.
Цель национального проекта: Обеспечение устойчивого экономического развития, основанного на конкуренции, предпринимательстве, в том числе высокотехнологичном, и частной инициативе.
Основные показатели национального проекта к 2030 году
- Прирост производительности труда в экономике Российской Федерации по отношению к 2023 году – 120,7 %.
- Доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда, нарастающим итогом – 40 %.
- Доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлеченных в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда, нарастающим итогом – 100 %.
- Реальный прирост дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства – 128,1 %.
- Прирост объема инвестиций в основной капитал – 60 %.
- Создана национальная система мониторинга климатически активных веществ – 1 шт.
- Утверждены и реализованы программы адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративных уровнях – 106 шт.
- Объем капитализации фондового рынка относительно ВВП – 66 %.
- Доля долгосрочных сбережений граждан в общем объеме их сбережений – 40 %.
Расширение предложения на длительном горизонте, для обеспечения растущего внутреннего спроса, обеспечивается за счет:
- поддержки отечественного производства (предпринимателей), в том числе высокотехнологичного; роста инвестиционной активности, где драйвером выступают частные инвестиции и развитие финансового рынка как одного из источников для них;
- повышения производительности труда, в том числе с учетом ограничений на рынке рабочей силы;
- изменений структуры и объема экспорта и импорта (отдельные направления поддержки предложения реализуются в рамках других национальных проектов и государственных программ). Также важно развитие конкуренции и выработка эффективных мер по адаптации нашей экономики к глобальному энергопереходу.
Все это в том числе направлено на обеспечение конкурентоспособности наших товаров и услуг на международном рынке.
В национальном проекте будет продолжена поддержка малого и среднего предпринимательства, которая реализовывалась в предыдущие годы. С учетом уже достигнутых количественных показателей сектора МСП (в 2019 – 2024 годах), а также с учетом новых вызовов, с которыми столкнется экономика в целом (дефицит трудовых ресурсов и растущая конкуренция за них, необходимость развития приоритетных секторов экономики), в периоде 2025 – 2030 годов акцент будет смещен с количественных показателей сектора МСП на качественные показатели, отражающие его структурные изменения и формирование экономики предложения. Целевым индикатором таких изменений должен стать реальный рост дохода на одного работника субъекта МСП в 1,2 раз выше, чем рост ВВП.
Особое внимание уделяется повышению производительности труда, предполагающему внедрение инструментов повышения производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики и в организациях социальной сферы, а также реализацию системных мер для низкопроизводительных отраслей экономики и тиражирование лучших практик на более широкий круг организаций, создание отраслевых центров компетенций, в том числе и в социальной сфере.
Помимо этого, национальный проект содержит набор системных мер и универсальных инструментов, оказывающих влияние на рост инвестиций в различных секторах экономики. Также проект аккумулирует широкий спектр отраслевых мер поддержки, реализуемых в рамках других национальных проектов и государственных программ. В рамках проекта по инвестициям предполагается реализация трех основных направлений: улучшение инвестиционного климата (снижение административных барьеров, трансформация делового климата, реализация регионального инвестиционного стандарта и др.), федеральные механизмы поддержки инвестиционных проектов («фабрика проектного финансирования», механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений, федеральный инвестиционный налоговый вычет, государственно-частное партнерство, таксономия проектов технологического суверенитета и др.) и региональные меры поддержки инвестиций (развитие ОЭЗ).
Для стимулирования компаний к инвестиционной деятельности и обеспечения их ресурсами – реализуется связанная задача по развитию финансового рынка – как рынка капитала, так и рынка заемных средств. Совместные действия и мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России, заложенные в национальный проект, обеспечат увеличение объема капитализации российского рынка акций и увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях граждан путем привлечения граждан на финансовый рынок.
В проекте отражены мероприятия, направленные на развитие технологического предпринимательства и выстраивание системы поддержки технологических компаний, в том числе малых технологических компаний, в целях их выхода на публичный рынок и встраивания в кооперационные цепочки национальных проектов по обеспечению технологического лидерства и крупных корпораций.
Кроме того, важными направлениями национального проекта являются адаптация экономики к изменению климата и создание национальной системы мониторинга климатически активных веществ. Эти направления будут содействовать трансформации российской экономики в части устойчивого развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, необходимого для обеспечения конкурентоспособности российских производителей в условиях ускорения глобального энергоперехода и декарбонизации в странах-потребителях российской продукции.
По развитию конкуренции планируются к реализации мероприятия по улучшению условий функционирования товарных рынков (в том числе утверждение нового стандарта развития конкуренции в регионах) и формированию системы национальных ценовых индикаторов.
Мероприятия национального проекта учитывают реагирование на действующие санкционные ограничения, а также текущие условия, связанные со структурной трансформацией экономики, импортозамещением, развитием технологических рынков с партнерами из дружественных стран и перестройкой логистических маршрутов.